На повестке дня. Глава Минстроя России Ирек Файзуллин об актуальных вопросах в сфере строительства и ЖКХ
Ответ: Совместными усилиями Правительства, Минстроя России и Минпромторга сегодня удалось стабилизировать цены на продукцию из металла. В сложившейся экономической ситуации металлурги не могут экспортировать свои товары в прежних объемах, а также в силу технологических и производственных особенностей уменьшить масштаб выпуска продукции также не представляется возможным. Из 42 млн тонн производимого для потребления на внутреннем рынке черного металла примерно 29 млн тонн используется в строительстве, а это практически 70%. Поэтому более плотное взаимодействие строительной отрасли с производителями металлургической промышленности и увеличение применения металлических конструкций в стройке может оказать значительную поддержку и увеличить объем спроса на металл внутри страны.
Для формирования конкурентной цены на металлопродукцию ее изготовителям дана рекомендация по заключению отраслевого или межотраслевого соглашения, в котором будет проработан единый и прозрачный подход по ее расчету. Также совместно с металлургами было принято решение по формированию списка аккредитованных дистрибьютеров, торговых домов, металлосервисных предприятий, для которых производителями будет установлена предельно допустимая наценка. Этот список Минпромторг России опубликует на официальном сайте и передаст в ФАС для контроля за ценами для конечных потребителей металлопродукции. В случае несоблюдения установленных параметров наценки, компании будут лишаться аккредитации и возможности взаимодействовать с производителями напрямую, таким образом, рискуя потерять место на рынке.
Проводимая работа позволила стабилизировать ситуацию на рынке металлопрокатных строительных ресурсов – с начала марта по сегодняшний день мы видим снижение цен в среднем почти на 10 процентов (9,9). Так, снижение стоимости на сталь арматурную рифленую составило более 10%, на сталь листовую оцинкованную – более 4%. Работа в этом направлении продолжается.
Если говорить о ситуации на рынке стройматериалов в целом, то анализ результатов мониторинга цен по 21 ключевым ценообразующим строительным ресурсам, проводимый Минстроем России, показывает с начала года общий рост. Минимальное увеличение по нефтяному дорожному битуму – чуть больше трех процентов (3,5), максимальное - по гибкому битумному кровельному материалу на 15,5 процентов. Средний рост по всем позициям составил 9,5 процентов.
Минстрой России совместно с ФАС России пресекает попытки спекулятивного и необоснованного роста цен на строительные ресурсы. Также разрабатываются механизмы снижения налога на добычу полезных ископаемых для уменьшения цен на инертные материалы: щебень, песок, гравий и др.
Ответ: Принимая во внимание структурные изменения, которые затронули рынок труда в России в последнее время, Минстрой России большое внимание уделяет развитию цифровых инструментов, позволяющих своевременно реагировать на вызовы, связанные с недостатком квалифицированных кадров в строительной отрасли и ЖКХ и оперативно принимать решения по перенаправлению трудовых ресурсов.
Так, Минстроем России создана и в тестовом режиме функционирует цифровая отраслевая платформа Кадрового центра Минстроя России, которая включает в себя отраслевую биржу труда, на которой размещаются вакансии и резюме по строительным специальностям.
За первые недели функционирования на Платформе размещено более 13 тысяч резюме и 12 тысяч вакансий по строительным специальностям, более 300 отраслевых работодателей направили заявки о регистрации на Платформе.
В настоящее время Минстроем России совместно с Минпросвещения России, Минобрнауки России, ФСИН России, субъектами Российской Федерации, ведущими высшими и средними отраслевыми образовательными организациями и крупнейшими отраслевыми работодателями, ведется активная работа по развитию электронной биржи труда, в результате которой, в строительной отрасли будет сформирован эффективный цифровой инструмент, позволяющий своевременно реагировать на возникающие вызовы. Так, по итогам взаимодействия с Минпросвещения России согласовано размещение на отраслевой платформе резюме выпускников средних учебных заведений по строительным и смежным специальностям. Аналогичная работа ведется с ВУЗами – участниками Отраслевого Консорциума «Строительство и архитектура», в который входят более 200 высших учебных заведений.
В марте этого года крупнейшим застройщикам и образовательным организациям презентованы функциональные возможности Платформы и работодателям рекомендовано размещать потребность в трудовых ресурсах на Платформе.
В перспективе на Платформе планируется создать маркетплейс образовательных программ в целях обучения соискателей необходимым навыкам, требуемым для различных строительных профессий.
Ответ: В рамках капремонта доля использования лифтового оборудования компаний OTIS и Kone всегда была невысокой, в основном использовались лифты отечественных или белорусских производителей. На сегодняшний день на территории Российской Федерации насчитывается более 15 заводов по производству лифтового оборудования, что дает возможность заменить зарубежные лифты на отечественные аналоги. Кроме того, после ухода зарубежных компаний образовалась ниша для российских производителей и расширений мощностей уже имеющихся производств.
Ответ: Сегодня совместно с Минпромторгом и Минэкономразвития России ведется активная работа по импортозамещению строительных материалов, в том числе, на постоянной основе ведется мониторинг потребности отрасли в строительных ресурсах. Что касается строительных материалов, например, цемента или изделий из металла - отечественные производители покрывают спрос в большом объеме. Также сейчас важно сформировать новые схемы поставки не только материалов, но и строительных машин и механизмов, контрольно-измерительного оборудования.
В Минстрое России прошла встреча с представителями промышленной отрасли Узбекистана, по итогам которой принято решение детально проработать возможности и механизмы импорта стройматериалов и оборудования из Республики. На данный момент работа в этом направлении уже начата.
Ответ: Минстроем России подготовлен акт, который сделает добровольным соблюдение национальных стандартов и сводов правил. Это не означает их несоблюдение или полную отмену. Это решение не повлияет на безопасность наших граждан, надежность зданий и сооружений, а также качество строительства. Надлежащие качество и безопасность будут обеспечиваться целым рядом процедур и нормативно-правовыми актами.
Стоит отметить, что требования безопасности зданий и сооружений установлены в самом Техническом регламенте и их никто и никогда не отменит - это основа безопасности, а способы обеспечения безопасности указаны в двух перечнях обязательном и добровольном. При этом, добровольность не означает, что данные нормы не нужно соблюдать! Отличие обязательных норм от добровольных в процедуре отклонения от установленных требований. В случае с обязательными нормами это сложная, не всегда оправданная, бюрократическая процедура разработки СТУ, а в случае отклонения от добровольных норм это инженерные расчеты, моделирование и обоснование, которые выполняет сам проектировщик и которые проходят оценку в органах экспертизы проектной документации.
Принятое решение о переводе обязательных требований в необязательные, именно о переводе, а не отмене, не приведёт к снижению безопасности и качества строительства, а наоборот позволит принимать в процессе проектирования и строительства более гибкие, безопасные и соответствующие современным технологиям альтернативные решения.