Об обеспечении инженерной инфраструктурой новых застраиваемых территорий рассказал Антон Мороз на Межрегиональной строительной конференции в Мордовии
9 апреля 2021 года в Саранске прошла Межрегиональная строительная конференция, в рамках которой состоялась расширенная коллегия Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия.
Перед официальным открытием конференции делегаты, в числе которых замглавы Минстроя России Дмитрий Волков, врио главы Республики Мордовия Артем Здунов, руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики Александр Моор и вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз посетили выставку продукции промышленных предприятий и предприятий строительных материалов Мордовии.
Дмитрий Волков выступил на конференции с докладом о реализации Федерального закона № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в целях обеспечения комплексного развития территорий». Его выступление по видеоконференцсвязи дополнила ответственный секретарь Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Госдумы по транспорту и строительству Светлана Бачурина.
И.о. председателя Правительства – министр строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия Виктор Цыганов представил Отчет о работе ведомства за прошедший год и рассказал о задачах на 2021 год. Он также ответил на многочисленные вопросы, в том числе на вопрос Антона Мороза о ситуации с повышением стоимости стройматериалов и кадровым обеспечением отрасли в Республике.
Вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз рассказал о взаимодействии государства и частного капитала в вопросах обеспечения инженерной инфраструктурой новых застраиваемых территорий. Он отметил, что НОСТРОЙ разрабатывает предложения для выработки государственной политики в области строительства по целому спектру направлений, одним из которых является сокращение сроков и количества административных процедур. Оно включает в себя проработку проблематики развития инженерной инфраструктуры и строительство новых объектов на неосвоенных территориях.
Докладчик напомнил, что сегодня государство стоит перед серьезным вызовом – обеспечить к 2030 году 1 млрд кв. м нового жилья необходимыми объектами инженерной инфраструктуры. Однако этому, по словам Антона Мороза, мешает недостаток средств на строительство объектов инженерной инфраструктуры, отсутствие синхронизации планов развития территорий и инвестиционных программ РСО, отсутствие правовых и финансовых механизмов взаимодействия муниципальных образований и РСО, отставание темпов строительства инфраструктуры от темпов ввода жилья, которое сегодня составляет от 3 до 7 лет.
Вице-президент НОСТРОЙ сообщил, что для формирования дорожной карты по достижению целевых показателей строительства до 2030 года, заложенных в нацпроекте «Жилье и городская среда», Правительством России совместно с экспертным и профессиональным сообществом разработан проект Стратегии социально-экономического развития России. Под руководством курирующего вице-премьера Марата Хуснуллина были проработаны направления стратегии «Агрессивное развитие инфраструктуры» и «Новый ритм строительства».
«В результате реализации принятой Стратегии изменится нормативное регулирование в сегменте инфраструктурного строительства, будут запущены новые механизмы взаимодействия участников процесса и, в конечном итоге, произойдет максимальная унификация административных процедур, встраивание ресурсоснабжающих организаций в процесс развития территорий, а потребители будут взаимодействовать с РСО и органами власти по принципу «одного окна», – резюмировал он.
Говоря об основных точках развития, он более подробно остановился на новом механизме инфраструктурных облигаций ДОМ.РФ, который призван обеспечить строительство основного объема инфраструктуры. К 2030 году предполагается выпуск таких облигаций на 1 трлн рублей.
Антон Мороз также напомнил, что последние два года проблематику развития инженерной инфраструктуры обсуждали на самых разных площадках, основной из них стала Экспертная группа «Трансформации делового климата». Он назвал 5 ключевых инициатив бизнеса, которые сегодня поддержаны федеральными органами исполнительной власти и станут дополнительной мотивацией для РСО для включения в систему взаимодействия с органами власти и бизнесом:
внесение изменений в основы ценообразования в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, электроэнергетике, методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в части исключения налога на прибыль или эффективной налоговой ставки из расчета платы за подключение;
отмена налога на прибыль, возникающего у РСО при безвозмездной приемке от застройщиков имущества, созданного в результате выноса, переноса, переустройства сетей инженерно-технического обеспечения;
перевод услуги по технологическому присоединению в электронный вид через механизм «Единого окна» на базе органа власти или подведомственной организации в субъекте РФ;
синхронизация мероприятий по технологическому присоединению со сроками (этапами) проектирования и строительства подключаемых объектов капитального строительства;
совершенствование административных процедур технологического присоединения в целях исключения дублирования процедур и сокращения сроков их прохождения и сокращение сроков подключения с 18 до 12 месяцев.
В завершение Антон Мороз сообщил, что на согласовании с ФОИВами сегодня находится еще более 30 инициатив бизнеса, эффект от реализации которых будет заключаться в упрощении административных процедур и сокращении расходов застройщиков, а, следовательно, и себестоимости строительства.
В их числе:
введение института независимой оценки технических условий и решений, выдаваемых застройщикам ресурсоснабжающими организациями в процессе технологического присоединения;
нормативное закрепление возможности переуступки мощности от потребителя услуги по технологическому присоединению (подключению) к другой заинтересованной организации;
введение возможности корректировки технических условий без их отмены по результатам проектирования объектов жилищного строительства;
исключение фактов злоупотребления со стороны сетевых организаций при отказе от присоединения в связи с отсутствием технической возможности, сокращение сроков проектирования и строительства;
замена процедуры получения ТУ на стадии ГПЗУ на процедуру получения информации о максимальных нагрузках по коммунальным ресурсам, которые могут быть созданы на данном земельном участке.