Комментарий Минстроя России по отчету Счетной палаты о развитии малых городов и исторических поселений
Минстрой России сообщает позицию ведомства по опубликованному во вторник, 16 февраля, Счетной палатой аудиту результативности программ развития малых городов и исторических поселений, в том числе по итогам Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.
Задачей федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» до 2024 года является кардинальное повышение комфортности городской среды, в том числе общественных пространств. Всероссийский конкурс — это конкурс благоустройства. На него малые города и исторические поселения направляют проекты, которые должны улучшить архитектурный облик населенных пунктов. Они могут включать в себя мероприятия по озеленению, обновлению сетей дорог и фасадов домов, скверов, бульваров, пешеходных зон, размещению малых архитектурных форм.
Таким образом, влияние на экономику не является ключевым показателем эффективности конкурса. Основная его задача — рост удовлетворенности горожан местом проживания, интереса к участию в жизни города и в отборе территорий. По итогам 2019 года, согласно опросу Федеральной службы охраны (ФСО), больше половины жителей отметили заметные улучшения в городской среде, а рост Индекса качества городской среды в городах-победителях был в два раза выше, чем в среднем по России.
При этом Минстрой России учитывает необходимость экономического развития малых городов. Поэтому правила Конкурса составлены так, что для победы проект должен отвечать пяти критериям, один из которых — прогнозируемые экономические и социальные эффекты. Уже есть первые результаты: благодаря первому конкурсу, который прошел в 2018 году, по информации 46 субъектов, в 80 городах и исторических поселениях создано без малого 600 новых объектов коммерческой предпринимательской активности и почти 3,5 тыс. рабочих мест.
Стоит отметить, что проекты благоустройства не предполагают обязательного софинансирования, но на каждый рубль федерального бюджета было привлечено 0,5 рубля средств регионального бюджета и внебюджетных источников. Это демонстрирует, что важность оказываемой поддержки видят и местные власти, и частный бизнес.
Также отметим, что, решая узкую задачу благоустройства, на конкурс представляются не просто проекты по отдельным территориям. Фактически мы получаем комплексные предложения по перезапуску важных ключевых пространств, рассчитанные не на один и не на два года. В некоторых случаях концепции, поданные на конкурс, можно рассматривать как первые элементы будущего мастер-плана города.
Бюджет первых трех конкурсов составлял по 5 млрд рублей, которые делились между 80 проектами. Иными словами, каждый из победителей получает премию в размере от 30 млн до 100 млн рублей. Такие суммы, очевидно, не могут решить все проблемы малых городов. Но то, что целенаправленное благоустройство создает рабочие места и возможности для бизнеса, позволяет перезапустить городские пространства, дать им новую жизнь и запланировать их развитие на годы вперед — несомненно позволяет говорить о конкурсе как о наиболее эффективном мероприятии, направленном на развитие малых городов.
Тем не менее, если говорить о соответствии проектов и концепций, как и Счетная палата, Минстрой также отмечает случаи, когда на стадии реализации терялись некоторые мероприятия, дизайнерские, архитектурные и планировочные решения. Ведомство учтет выводы и предложения Счетной палаты в своей работе.