Из нацпроектов в нацплан: как транспортное строительство поможет восстановить экономику
Благодаря общенациональному плану восстановления российская экономика уже через полтора года должна преодолеть последствия эпидемии и вернуться к устойчивому росту. В основе проекта плана - и прямая поддержка населения, и цифровизация госуслуг, и масштабные вложения в транспортную инфраструктуру. В проект документа вошли вся строительная часть нацпроекта "Безопасные и качественные автодороги" (БКАД) и ряд транспортных проектов Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ). В том, как эти стройки обеспечивают и долгосрочное развитие страны, и реальную поддержку людей, разбирался портал "Будущее России. Национальные проекты".
На прошлой неделе премьер-министр Михаил Мишустин представил президенту РФ Владимиру Путину проект общенационального плана действий по восстановлению экономики, занятости и доходов населения после пандемии. В нем около 500 мероприятий, некоторые из них уже реализуются. Так, начаты выплаты семьям с детьми и оказание финансовой помощи потерявшим работу. В полную силу план должен заработать с 1 июля этого года, после дополнительной проработки, в том числе с отраслевым сообществом. Но основные его направления фактически определены.
Так, особую роль в плане занимают транспортные стройки, которые напрямую являются частью профильных нацпроектов, - это ремонт и строительство автодорог, развитие транспортных коридоров, расширение БАМа и Транссиба, реконструкция аэропортов, модернизация водных путей и строительство ледоколов. В сумме вложения в эти проекты в 2020-2021 годах оцениваются почти в 2,07 трлн руб. Несмотря на пандемию, правительство не только предлагает сохранить расходы на проекты, но и делает ставку на их ускоренное завершение.
Сдвинуть влево
На год раньше, в 2023 г., план предлагает завершить все строительно-ремонтные работы в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автодороги". А это, напомним, ремонт почти 45 тыс. км региональных трасс и 30 тыс. км улиц. О том, что регионы готовы к ускоренной реализации нацпроекта, профильный вице-премьер РФ Марат Хуснуллин говорил еще в апреле. Средства и возможности в общенациональном плане для этого также предусмотрены: к примеру, все дорожные фонды регионов предлагается сохранить и запретить их использование в иных целях, а подрядчикам могут выдать госсубсидии и госгарантии на досрочное исполнение контрактов.
Эти меры практически распространяются и на транспортные стройки, перекочевавшие в план из КПМИ. При этом Хуснуллин уже анонсировал скорое завершение строительства ЦКАД, а также возможность завершения на четыре года раньше (в 2024-м) строительства автотрассы Москва - Казань. Обе магистрали станут частью международного транспортного коридора Европа - Западный Китай. В него же входит и включенная в общенациональный план реконструкция трассы М-10 от Санкт-Петербурга до Финляндии. Также в плане и другие комплексные дорожные объекты, включающие автообходы крупных городов: Екатеринбурга, Тольятти, Хабаровска, Краснодара.
Как подчеркнули в Минтрансе РФ, объекты, включаемые в общенациональный план, из КПМИ не исключаются. "Включение объектов КПМИ в общенациональный план предполагает усиление контроля их реализации, а также возможность их финансирования в приоритетном порядке", - пояснили в министерстве. При этом для включения в план были предложены наиболее капиталоемкие мероприятия с хорошо проработанной проектно-сметной документацией.
Традиционная роль транспорта
По мнению экспертов, масштабная роль транспортных проектов в общенациональном плане закономерна. Транспортному строительству отводится роль антикризисной меры со времен выхода из Великой депрессии в США в 1930-х, послевоенного восстановления в Европе, а также заложенные президентом Эйзенхауэром в 1956 г. сети скоростных дорог в США. Пользуются ею страны и сегодня. "Так, в Китае, США, а также некоторых странах Европы уже возобновлены стройки и выработаны дополнительные планы вложений в транспортную инфраструктуру. Германия на днях анонсировала пакет антикризисных мер в виде госинвестиций в цифровую инфраструктуру и железнодорожный транспорт на сумму 28 млрд евро", - отметил замначальника департамента экономики и развития транспорта Аналитического центра при правительстве РФ Сергей Дягилев.
"Ставка бесспорна", - соглашается директор Института транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Но, по мнению эксперта, важно, что современные акценты уже другие. В прошлом веке большие стройки занимали огромное число людей с лопатами, а сегодняшние стройки тех же дорог высшей категории высокотехнологичны и малолюдны, пояснил он. Поэтому речь идет не столько о занятости населения, сколько о мультипликативном эффекте. Международный опыт говорит, что каждый рубль, вложенный в инфраструктуру, может приносить до 7 руб. ВВП, потому что по цепочке рождает спрос на дорожно-строительные материалы, металлоконструкции, спецтехнику и задействует людей в смежных отраслях.
Выбор из лучших
Именно по принципу масштаба влияния на экономику как в ходе строительства, так и в ходе эксплуатации выбирались проекты из КПМИ, подтвердил Дягилев. Он добавил, что к эффектам крупных транспортных строек относятся возможность выхода на новые рынки, увеличение транспортной доступности, повышение скорости перевозок и, как следствие, сокращение транспортных издержек и снижение конечной стоимости перевозимой продукции и пассажирских билетов.
Так, автотрасса Москва - Казань не просто свяжет города Среднего Поволжья со столицами страны и региона, но и привлечет около 70 млн т грузов только во внутреннем сообщении и поможет созданию дополнительных 40-50 тыс. рабочих мест. Развитие БАМа и Транссиба не только позволит задействовать 300-400 тыс. человек на работах по железнодорожной сети протяженностью свыше 12 тыс. км, но и будет способствовать экспорту с основных месторождений Сибири и Дальнего Востока угля, железных, медных и полиметаллических руд. Освоение арктических территорий России, строительство нового атомного ледокольного флота обеспечат как национальную безопасность, так и возможность реализации крупных углеводородных проектов по транспортировке сжиженного природного газа и нефти.
Безопасная дорога у дома
Есть макроэффекты и у БКАД. К примеру, отечественной дорожной спецтехники для его исполнения в целом до 2024 г. планируется закупить 826 единиц. Но главное, считает Блинкин, в том, что работы в рамках БКАД распределены по всей стране и идут на региональном и местном уровнях вплоть до улиц, переходов, столбов в муниципалитетах. "В БКАД не задействованы гиганты строительной индустрии, ремонты ведет чистой воды малый и средний бизнес, - отметил он. - Поэтому миллиарды рублей БКАД - это и прямая поддержка местной занятости, и огромный социальный эффект. Люди ремонтируют дороги, которые 10-20 лет не ремонтировалась, по которым они сами ездят, их соседи, жители этого же города, области". Это эффект изменений "прямо за окном", который очень важен в современных условиях.
Не менее важны социальные и экологические эффекты в строительстве обходов крупных городов, добавил Блинкин. В современных российских условиях каждый обход города - это вклад и в нормальную городскую среду, и в повышение эффективности перевозок в стране, говорит эксперт. Ведь сейчас федеральные транзитные трассы фактически проходят по улицам. А это и узкое "горло", и снижение скорости, и экологическая и гуманистическая проблемы. "Нет ничего сквернее, чем читать жалобы людей, у которых под окнами интенсивный грузовой трафик, неизбежный на федеральной дороге", - признается Блинкин. А когда этот трафик пойдет в обход города, он принесет пользу экономике и не создаст проблем жителям.
Подводные камни
Но даже попадание в общенациональный план не гарантирует проектам полноценный зеленый свет. На сегодняшний день никаких сокращений расходной части бюджета не предусмотрено, а дополнительные средства планируется привлекать из Фонда национального благосостояния и новых заимствований. "Но что будет через три - шесть месяцев, не скажут сейчас даже самые компетентные макроэкономисты", - отметил Блинкин. Многое будет зависеть от дальнейшего развития ситуации с распространением коронавируса в мире и спроса на энергоносители.
Как полагает Дягилев, помимо финансирования потребуется проработка вопросов обеспечения. "Например, не во всех регионах имеются свободные мощности и необходимый объем трудовых ресурсов, потребуются четкий план потребности в строительной технике, безопасные и эффективные меры привлечения трудовых ресурсов и т.п.", - сказал он.
При этом Блинкин добавил, что "не только возможности, но и невероятная бюрократия остается препятствием для многих хороших проектов". Как пояснил эксперт, в мировой практике на любой крупный проект проводятся жесточайшие открытие конкурсы, участие в которых могут себе позволить только большие корпорации. Но на стандартных лотах вроде ремонта улиц, как правило, выбор за местной администрацией, которая сама решает, кого из подрядчиков с хорошей репутацией привлечь к проекту. У нас же местный подрядчик с грейдером, бульдозером, грузовиком и полусотней рабочих вынужден биться на конкурсах за каждый подряд вплоть до установки одного столба освещения, и это сильно тормозит работы, особенно с учетом короткого строительного сезона.
Инвестиций не бывает много
Основная роль транспорта - обеспечение функционирования экономических процессов в стране. "Его бесперебойная работа обеспечивает товарообмен, транспортную подвижность населения, пространственную связность страны, геостратегическую безопасность и является условием для развития большинства иных отраслей экономики", - отметил Дягилев.
Но необходимо учитывать, что при большой площади Россия уступает большинству развитых стран в плотности транспортной сети. "Китаю в плотности автодорожной сети Россия уступает более чем в три раза, в плотности железнодорожной сети - на треть, - сказал эксперт. - Таким образом, без нарастающих темпов ввода в эксплуатацию новых объектов транспортной инфраструктуры и их модернизации Россия в перспективе не сможет реализовать необходимые высокие темпы развития экономики, транзитный потенциал и обеспечить необходимую транспортную мобильность населения". Поэтому, по мнению эксперта, развитие объектов транспортной инфраструктуры должно стать одной из приоритетных задач для преодоления масштабного экономического кризиса, вызванного COVID-19.