Для ускорения стройка нуждается в стадии проектирования «обоснование инвестиций»
Строители нуждаются в скорейшем введении такой стадии проектирования, как обоснование инвестиций. Это мнение единодушно поддержали участники совещания, которое провел замглавы Минстроя России Дмитрий Волков. Участники обсудили законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс. Его принятие позволит внедрить в работу строительной отрасли институт обоснования инвестиций в строительстве, его технологический и ценовой аудит.
Законопроект № 440116-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» направлен на исполнение поручений Президента России от 11 июня 2016 года № ПР-1138ГС о создании института обоснования инвестиций в строительстве, его технологического и ценового аудита. В первом чтении законопроект был принят Государственной Думой еще 20 июня 2018 года. Работа Минстроя России при подготовке поправок ко второму чтению сосредоточена на том, чтобы упростить механизм обоснования инвестиций и ускорить его внедрение. Поправки уже внесены в Правительство РФ и могут быть приняты в самое ближайшее время.
«Механизм обоснования инвестиций позволит инвесторам, в том числе государству, быстрее принимать так называемое инвестиционное решение, решение о необходимости выделения финансирования на тот или иной проект. Сейчас для этого надо разработать проектную документацию и получить положительное экспертное заключение. В итоге застройщики сталкиваются с серьезными финансовыми и временными издержками, измеряемыми миллионами, а иногда десятками и сотнями миллионов рублей, и месяцами, если не годами.И только потом принимается решение, быть проекту или нет, - заявил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Дмитрий Волков. – В итоге мы получаем изрядные «бросовые затраты» и незавершенное строительство. Институт обоснования инвестиций позволит нам на раннем этапе, еще до подготовки проектной документации, получить принципиальный ответ - целесообразна или нет реализация проекта с учетом выбранных застройщиком основных решений, относительно места размещения объекта, сроков и этапов строительства, вариантов архитектурных, конструктивных, объемно-планировочных и технических решений. Кроме того, новый механизм позволяет оценить и стоимостные показатели планируемого строительства. Как результат, мы уменьшаем риск ошибок на самой ранней стадии подготовки инвестиционного проекта и ускоряем, существенно ускоряем стройку в целом».
При этом, подчеркнул Дмитрий Волков, применение института обоснования инвестиций – это право инвестора, а не обязанность, если только речь не идет о проектах с федеральным финансированием. При этом порог повышается с 0 до 3 млрд руб.
Разрабатывать материалы обоснования инвестиций смогут проектные организации, имеющие допуск СРО. Документация будет проходить экспертную оценку в рамках технологического и ценового аудита с обязательным проведением общественного обсуждения.Фактически механизм обоснования инвестиций станет более публичным, чем действующие сегодня процедуры проведения технологического и ценового аудита.
Результат обоснования инвестиций – это стоимость проекта, которая может быть рекомендована для заключения контрактов на проектирование, строительство и последующие этапы жизненного цикла сооружения, а также задание на проектирование, которое тоже будет проходить экспертную оценку, что поможет сделать задание максимально полным и избежать ошибок при последующем проектировании.
Обоснование инвестиций, задание на проектирование, результаты технологического и ценового аудита обоснования инвестиций станут обязательными документами для принятия решений о государственных капитальных вложениях. Нормативные сроки и стоимость его разработки зависят от сложности проекта, но всегда кратно ниже соответствующих сроков и затрат на создание и экспертизу полноценного проекта, а также на последующую его корректировку и повторное прохождение экспертизы, если в этом возникнет необходимость.
В совещании приняли участие представители Минэнерго России, Минтранса России, Минфина России, Федерального дорожного агентства, Правительства Москвы, ГК «Росатом», ФГКУ «Росгранстрой», Главгосэкспертизы России, ФАУ ФЦС, Ассоциаций НОСТРОЙ и НОПРИЗ.