«Проектировщик не то звено, на котором можно сэкономить». О круглом столе по проблемам ценообразования
18 октября в Центральном Доме архитектора прошел круглый стол на тему «Проблемы ценообразования в инженерных изысканиях и архитектурно-строительном проектировании». Модератором мероприятия выступил член Совета НОПРИЗ, заместитель Координатора НОПРИЗ по городу Москве, председатель Комитета по экспертизе и аудиту Александр Вронец.
К участникам мероприятия обратилась директор Департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Ирина Тютьмина. Она отметила большой интерес профессионального сообщества к проблемам ценообразования и сметного нормирования в проектировании, изысканиях и строительстве. Начиная с 2015 года, когда вышло поручение Президента страны о переходе на государственный мониторинг составления смет по результатам государственного мониторинга цен строительных ресурсов, Правительство РФ и Минстрой России проделали большую работу в этом направлении. На основании многочисленных предложений и замечаний от строительного сообщества, систематизированных, в том числе, усилиями НОПРИЗ и НОСТРОЙ, Минстроем разработан и направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти план дальнейшего совершенствования системы ценообразования. Ирина Тютьмина сообщила, что Министерство готово рассмотреть и учесть конкретные предложения и замечания от саморегулируемых организаций по данному документу.
О переходе на ресурсный метод определения стоимости строительства и использовании базисно-индексного метода в переходный период рассказал советник Института Генплана Москвы, руководитель Рабочей группы по ценообразованию в изысканиях и проектировании Комитета НОПРИЗ по экспертизе и аудиту Сергей Головин. Докладчик сообщил, что в 2015 году на уровне Градостроительного кодекса было принято решение распространить обязательность применения сметных нормативов на более широкий круг финансирования объектов.
Сметные нормативы, утверждаемые Минстроем, распространяются на большой круг лиц включая госкорпорации и государственные компании, и к ним поэтому желательно предъявлять повышенные требования. При внесении этих изменений в Градостроительный кодекс было также анонсировано изменение в порядке определения сметной стоимости. Если раньше основными методами являлись базисно-индексный, ресурсный и ресурсно-индексный, то после создания всех инструментов стоимость строительства будет определяться исключительно ресурсным способом.
По мнению Сергея Головина, на время переработки методики расчета индексов в рамках подготовленного Минстроем России плана нужен переходный период, в течение которого должны быть легитимизированы применение расценок и сборников базовых цен на проектные работы и, соответственно, процедура индекса. Следующий этап предусматривает мероприятия по наполнению ФГИС ЦС и составление нормативов и методик, используемых при составлении сметной документации ресурсным способом.
Александр Вронец напомнил, что начиная с 1991 года профессиональное сообщество действовало в условиях, когда приходилось приспосабливать базу ценообразования в строительстве и проектировании к текущему моменту. За это время многое изменилось и в административно-государственном управлении, и на рынке труда, тогда как база ценообразования осталась прежней. «Иными словами, — отметил он, — мы прожили в условиях старой системы так долго, что готовы перейти на новые принципы, в которые были бы заложены и наши интересы. Почему-то в последние годы много разговоров о том, что можно сэкономить на проектировании... Проектировщик — важнейшее звено в цепочке, но не то звено, на котором можно что-то сэкономить, на нем можно только потерять».
О текущем статусе наполнения Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС) рассказал заместитель начальника Управления методологии ценообразования и мониторинга цен строительных ресурсов ФАУ «Главгосэкспертиза России» Антон Сарычев. ФГИС открывает для профессионального сообщества возможность доступа в режиме «24/7» к данным о строительных ресурсах, включенных в классификатор, к данным о ценах на строительные ресурсы, к федеральному реестру сметных нормативов, к ответам на часто задаваемые вопросы, к обучающим материалам; к данным о предприятиях, включенных в перечень юридических лиц.
«На сегодняшний день перечень юридических лиц в системе включает в себя 8309 юридических лиц, опубликовано 118 сборников сметных норм, 21 сборник укрупненных нормативов цены строительства, 28 методических документов определения цены строительства, — проинформировал докладчик. — За время существования системы получено более 5 тысяч обращений, которые активно обрабатываются».
Заместитель начальника Управления методологии ценообразования и мониторинга цен строительных ресурсов ФАУ «Главгосэкспертиза России» Оксана Гурьева подчеркнула, что «Главгосэкспертиза» открыта для предложений и информации и готова к обсуждению и взаимодействию со всеми участниками процесса ценообразования. Если в настоящее время строительно-монтажные работы готовы к переходу на ресурсный метод ценообразования, то проектно-изыскательские существуют в виде ценников базовых цен, поэтому «Главгосэкспертиза» активно занимается переработкой указанных документов, существующих нормативов и их адаптацией к применению при ресурсной системе. Докладчик напомнила, что в июне 2018 года был направлен запрос о предоставлении информации по инвентаризации справочников базовых цен и призвала профессиональное сообщество к более активному участию в процессе.
Генеральный директор АО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» Юрий Величко, выступил с докладом о разработке сметных нормативов на проектные работы. Докладчик перечислил три основных метода определения стоимости проектных работ, действующих территории Российской Федерации. Наиболее распространенный — построение зависимости стоимости проектных работ, цены проектирования от основного технико-экономического показателя объекта проектирования. Самый простой и широко используемый за рубежом — определение стоимости проектных работ процентом от стоимости строительства. Третий метод, который, собственно, и воплощает в себе ресурсный принцип, — формирование стоимости на основании нормируемых трудозатрат.
Член Комитета НОПРИЗ по экспертизе и аудиту Андрей Бычков остановился на теме определения стоимости проектных работ применительно к условиям госконтрактов. Он, в частности, указал на противоречия между меняющимся законодательством и существующими методами определения ценообразования и предложил меры по устранению этих противоречий: необходимость переходного периода для узаконивания действующих методов определения стоимости проектных работ; разработка в рамках текущей реформы ценообразования стандартов на процессы выполнения работ по проектированию, унификация Единых Норм Времени Проектирования (ЕНВПр) на основе разработанных стандартов, разработка на основе ЕНВПр методики определения стоимости проектных работ.
По итогам круглого стола будет подготовлена резолюция.