Профессиональное сообщество и представители органов власти обсудили необходимость создания единой системы нормативных документов в строительстве
Совещание, посвященное проблемам отсутствия единой системы нормативных документов в области инженерных изысканий, состоялось 29 августа 2018 года.
Ассоциацию «Национальное объединение строителей» представляли Исполнительный директор Виктор Прядеин и заместитель директора Департамента нормативного и методического обеспечения – начальник отдела технического регулирования Елена Фадеева.
Как отметил президент Координационного совета Ассоциации «Инженерные изыскания в строительстве» («АИИС») Михаил Богданов, в настоящее время существует ряд разрозненных нормативных технических документов, регулирующих выполнение инженерных изысканий в строительстве. Отсутствие единой системы нормативных документов как в строительстве, так и в инженерных изысканиях, привело к тому, что многие из этих документов не согласованы между собой, а некоторые содержат противоречащие друг другу положения.
В ходе заседания выступающие акцентировали внимание, что разработка новых и актуализация действующих нормативных технических документов в строительной отрасли осложняется, в том числе, отсутствием согласованных действий между различными федеральными органами исполнительной власти, техническими комитетами при Росстандарте и даже между различными подкомитетами ТК 465 «Строительство». Иногда это приводит к появлению новых документов, дезориентирующих строителей и изыскателей и затрудняющих их работу.
Представители ФАУ «Главгосэкспертиза России» отметили, что при прохождении госэкспертизы видны все проблемные вопросы – экспертиза является своего рода лакмусовой бумажкой, в том числе по выявлению сложностей применения нормативной базы в части обязательных и необязательных норм Перечня 1521 (постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521) и недорегулированности вопросов охраны окружающей среды.
Дополнительные трудности складываются не только при экспертизе проектной документации на требования безопасности, но и при выполнении оценки достоверности стоимости. В результате от этого зависит расходование бюджетных средств.
Главгосэкспертизой отмечено отставание нормирования по развивающимся целевым (вновь возникающим) темам, например, по вопросам освоения Арктики. Такие разночтения, как, например, отнесение платформы либо к объекту капитального строительства, либо к плавучим средствам, не отрегулированы ни в терминологическом, ни в нормативном плане.
При этом обращения ФАУ «Главгосэкспертиза России» в отраслевые ведомства, такие как Россельхоз, Минкультуры, Роспотребнадзор за разъяснениями в отношении норм, зафиксированных в правовых актах, и их разночтений с имеющейся нормативно-технической документацией зачастую остаются без ответа.
Также было отмечено, что нормативные документы не согласовываются с Государственными элементными сметными нормами (ГЭСН) что, в свою очередь, также оказывает значительное влияние на конечную стоимость объекта капительного строительства.
Директор ФАУ «ФЦС» Дмитрий Михеев напомнил о ранее существовавшей единой координации при разработке стандартов и обозначил проблемы функционирования применения Перечня 1521. Уже сейчас вновь разработанные своды правил входят в противоречия с документами, включенными в этот Перечень. Выход, в первую очередь, видится в горизонтальном взаимодействии, а также создании целевого реестра применяемых нормативных документов на территории Российской Федерации для всех участников строительства, включая экспертизу. Это поможет своевременно определять противоречия и способствовать исключению дублирования отдельных положений. В качестве накопленного потенциала возможностей предложено рассматривать национальный Технический комитет 465.
Представители Роставтодора подчеркнули, что доказательная база технических регламентов ЕАЭС также требует согласования с национальной нормативной базой, созданной для обеспечения безопасности зданий и сооружений в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Обменявшись мнениями, участники совещания пришли к единому выводу, что сегодня следует выделить первоочередные острые проблемы и искать пути их решения. Кроме того, обозначена необходимость выработать долгосрочный план развития системы технического регулирования и технического нормирования.
Таким образом, обобщая дискуссию, было принято решение внести в проект итоговой резолюции с возможностью последующей доработки отраслевыми участниками совещания следующие положения:
переформатировать и активизировать деятельность Рабочей группы по анализу действующей нормативно базы в области инженерных изысканий;
провести дополнительные совместные заседания заинтересованных технических комитетов по теме актуализации нормативной базы в области инженерных изысканий;
провести оргмероприятия по выделению отдельного технического комитета по инженерным изысканиям;
сформировать первоочередные планы конкретных изменений нормативно-технических документов;
провести целевые встречи по отраслевым направлениям с участием федеральных органов исполнительной власти;
инициировать общую встречу с представителями Минстроя России.