Программа ИЖС создаст условия для увеличения предложения на рынке жилья

Ольга МЕЛЕНТЬЕВА, референт Департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ.

В целях исполнения национального проекта «Жилье и городская среда» Минстроем России разработана государственная программа «Развитие индивидуального жилищного строительства в Российской Федерации» на период до 2024 года. В настоящее время завершена процедура оценки регулирующего воздействия, и документ готовится к внесению в правительство РФ. Основной целью программы развития сегмента ИЖС в России является повышение доступности и качества жилья для граждан России за счет расширения предложения на рынке. Ведь ни для кого не секрет, что спрос на индивидуальное жилье среди населения очень высок. Второй не менее важной целью реализации данной государственной программы является создание современных доступных финансовых инструментов как для застройщиков, так и для граждан.

Программой предусмотрено, что земельные участки, предназначенные для данного вида застройки, должны быть обеспечены необходимой инженерной и дорожно-транспортной инфраструктурой, а сами проекты — включать в себя создание социально-культурных объектов. При этом 137,7 млрд рублей, которые планируется выделить из бюджета на развитие данного сегмента, будут направлены исключительно на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой. Таким образом, остальные инфраструктурные объекты должны быть созданы за счет средств субъектов РФ и за счет застройщиков. Экспертное заключение НОСТРОЙ в этой части содержит предложения о необходимости предусмотреть в проекте программы дополнительное финансирование строительства муниципальных дорог, детских садов, школ и медицинских учреждений, в том числе путем перераспределения денежных средств, предусмотренных иными федеральными программами, такими как «Демография», «Стимул» и др.

Одной из задач реализации государственной программы объявлено стимулирование строительства объектов ИЖС с привлечением специализированных подрядчиков. По мнению экспертного сообщества, это окажет самое благоприятное влияние на развитие сегмента. На сегодняшний день при строительстве объектов ИЖС существуют высокие риски несоблюдения технологий строительства, отсутствие внешнего контроля, что приводит к их низкой ликвидности и является препятствием для увеличения доли ипотеки на рынке ИЖС. Вместе с тем следует отметить, что действующее законодательство о градостроительной деятельности исключает необходимость членства в саморегулируемых организациях подрядных организаций, осуществляющих строительство индивидуальных жилых домов. В этой связи будет целесообразно внести изменения в законодательство об обязательном членстве в саморегулируемой организации лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию объектов ИЖС по договорам строительного подряда стоимостью свыше 3 млн рублей.

Если говорить о выстраивании работы рынка, то еще раз стоит отметить, что механизм проектного финансирования с использованием счетов эскроу можно считать оправданным с точки зрения защиты средств граждан, но при этом следует признать, что он несет в себе риски удорожания объектов для покупателя, а это, безусловно, негативно отразится на спросе. Также с целью формирования доступной цены объектов ИЖС НОСТРОЙ предлагает учесть в программе меры по стимулированию производителей домокомплектов и инновационных строительных материалов. Развитие сегмента ИЖС требует комплексного и системного подхода. Если такой подход будет обеспечен, то достижение показателя по годовому вводу индивидуального жилья в объеме 40 млн кв. метров в 2024 году выглядит вполне реалистичным.

ИСТОЧНИК - Строительная газета